По мнению 77% респондентов, опрошенных фондом «Общественное мнение» (ФОМ), россияне, несмотря на увеличение стоимости алкогольных напитков, не снизили объемы их потребления: на вопрос, считают ли они, что за последние два-три года жители их города стали больше пить, положительный ответ дали 36% респондентов, а по мнению 41% опрошенных, в этом плане ничего не поменялось.
Только 11% опрошенных сочли, что окружающие стали пить меньше.
При этом, по данным Росстата, по итогам 2013 года объемы реализации водки сократились на 7%.
По мнению директора отраслевого аналитического агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, это кажущееся противоречие связано с тем, что люди стали переходить на суррогатный алкоголь.
«Нет ни одной социально-экономической причины, чтобы люди бросили пить или сократили потребление на 7%. Потребление крепкого и дешевого алкоголя, в том числе и суррогатного, растет сейчас абсолютно везде, не только в нашей стране. Но в России самый дорогой алкоголь в мире относительно средних зарплат. К снижению потребления это, конечно, не приводит – просто люди перестают покупать качественный алкоголь. Суррогатная продукция – это не просто нелегальная, это спиртосодержащие жидкости двойного назначения, самогон, всякие настойки красного перца и боярышника, а также водка, которая производится в гаражах и продается с рук», — отмечает г-н Дробиз.
По мнению специалиста, алкогольный рынок состоит из 3-х сообщающихся сосудов: во-первых, легального, во-вторых, нелегального (качественная заводская продукция, однако с украденным акцизом), в-третьих, суррогатного.
При этом всё уже перетекло из легального в нелегальный рынок.
Как считает г-н Дробиз, спецификой 2013–2014 годов будет массовое перетекание из нелегального сектора в суррогатный, поскольку денег даже на нелегальную продукцию, продающуюся в магазинах, но стоящую дешевле легальной, у населения не имеется.
«Как бы странно и смешно ни звучало, но от катастрофы ситуацию спасает ответственность производителей суррогатной продукции. Это колоссальный бизнес, и его представители не заинтересованы в том, чтобы люди массово травились. Они заинтересованы в том, чтобы люди подольше пили их гадость», – говорит он.
Эксперт также отметил, что в стране развернута обширная сеть по продаже алкогольных напитков с рук – в сельской местности практически не имеется магазинов с алкоголем, да они ей уже и не нужны.
Что же касается сравнения объемов потребления с временами СССР, то 45% участников опроса считают, что сейчас люди выпивают больше, чем в 70–80-е годы прошлого века, 20% считают, что с тех пор потребление алкоголя осталось на прежнем уровне, и лишь 9% полагают, что потребление снизилось.
Опрос ФОМ охватил 1500 респондентов – среди них выпивающих оказалось 68%, бросивших пить — 10%, непьющих — 21%, передает «Независимая газета».
Оставьте комментарий